Для тех, кто проводит много времени за рулем, потеря или хищение водительских прав может оказаться неприятным сюрпризом, нарушающим рабочие и личные планы. Однако вы легко восстановите утраченный документ, зная механизм его повторной выдачи.
Как восстановить утерянные права
Уточняя, как восстановить права вместо ранее выданных, обратите внимание на обязательный перечень документов:
- Заявление по установленной форме. В нем указывается, что соискатель намерен восстановить утерянные права вместо утраченного, похищенного или испорченного документа.
- Паспорт или иной документ удостоверения личности гражданина, желающего восстановить права при утере.
- Имеющееся на руках национальное водительское удостоверение (при наличии, если документ был испорчен).
- Служебная карточка дипломата или консула для тех автолюбителей, кто является сотрудником дипломатического представительства или консульского отдела.
- Документ, подтверждающий наличие льготы по уплате государственной пошлины на восстановление утерянных прав.
Важно: предоставление медицинской справки не требуется. Ее наличие обязательно только в случае изменений в состоянии здоровья водителя или при получении новых прав взамен документа с истекшим сроком действия. Также не требуется доказательство прохождения обучения в автошколе – эти данные хранятся в базе ГИБДД. Если же потерянные права были выданы очень давно, придется захватить с собой водительскую карточку автошколы.
Стоимость оформления прав вместо утерянного документа зависит от размера государственной пошлины. В 2024 году за получение документа нового образца со встроенным носителем информации нужно внести в бюджет 3000 рублей, за обычные пластиковые – 2000 рублей. Рекомендуется обязательно взять с собой квитанцию об уплате пошлины, чтобы у инспектора ГИБДД не возникло вопросов в случае задержки платежа или сбоя в системе с информацией о поступлении средств.
Куда обращаться
Тем, кто потерял права и намерен восстановить их, необходимо обратиться в ближайшее отделение ГИБДД. Прописка, адрес регистрации или место постоянного проживания не имеют значения. Условие актуально и для тех граждан, кто находится в населенном пункте временно – на отдыхе, в командировке и т.д. Заявление и комплект документов на получение новых прав примут в любом случае.
Восстановить права при утере через Госуслуги
Для удобства граждан предусмотрено восстановление прав через сервис Госуслуг. Для этого необходимо авторизоваться и зайти на главную страницу, где выбрать соответствующую услугу и подать электронное заявление. Часть его реквизитов указывается по желанию, часть является обязательной, что отмечено соответствующим обозначением:
- В первом разделе указываются персональные данные – ФИО, дата рождения, пол и контактные данные. Если они внесены в базу, заполнение произойдет автоматически.
- В разделе «Паспортные данные» следует точно указать серию и номер документа, дату выдачи, цифровой код подразделения ФМС или МВД, наименование органа, гражданство заявителя, город и государство в качестве места рождения.
- В третьем разделе указывается адрес проживания – регион, населенный пункт, улица, дом, квартира, почтовый индекс. Если данные о городе или номере квартиры отсутствуют, в соответствующем окне нужно поставить галочку.
- В четвертом разделе указывается причина замены. Нужно выбрать в меню пункт «утрата или хищение».
- Пятый раздел заполняется на основании полученной медицинской справки. Т.к. ее оформление не является обязательным, поля раздела можно пропустить.
- В шестом разделе указываются данные водительского удостоверения, которое было утрачено. Если сведения не сохранились, нужно поставить соответствующую отметку.
В седьмом разделе пользователю нужно выбрать отделение ГИБДД, где будут рассматриваться его документы. Сервис предлагает ближайшие адреса к указанному местонахождению. Лицам с временной пропиской стоит обратиться в подразделение на территории региона, где он проходил процедуру временной регистрации. После выбора подразделения система предложит записаться на прием в любое удобное время согласно графику работы. Во время заполнения документов пользователю будет предложена информация о том, сколько восстанавливают права, и в каком порядке рассматриваются дела автолюбителей при утрате документов.
Важно: при подаче заявления на Госуслугах оплатить пошлину можно в электронном режиме с использованием банковских карт российской банковской системы, электронных кошельков или с мобильного телефона операторов, поддерживающих опцию электронных расчетов. При этом скидка на оплату через Госуслуги в размере 30% отменена с 01 января 2024 года.
В выбранное время записи следует подойти в отделение ГИБДД с комплектом оригиналов документов. Квитанцию об оплате можно не брать – данные сохраняются в базе и легко проверяются сотрудником при приеме заявления. После проверки предъявленных сведений водителя сразу направят на фотографирование и оформят новые права.
Важно: в сервисах МФЦ новый документ можно получить через 9 календарных дней. Отслеживать ход рассмотрения заявления можно через личный кабинет.