Регулировку движения на улицах мегаполисов и небольших городов сегодня успешно осуществляют светофоры. Поэтому увидеть на них сотрудника ГИБДД, управляющего дорожной ситуацией, можно только при длительном отсутствии электроэнергии или после образования пробки. К сожалению, большинство автолюбителей смутно помнит основные жесты регулировщика движения и часто совершает ошибки, которые еще больше осложняют ситуацию на дороге. Эта статья поможет повторить, что означают жесты руками и сигнал свистком, подаваемый регулировщиком, чтобы следующий раз при встрече с сотрудником дорожной полиции вы не растерялись и выполнили все его указания.
Функции регулировщика
Регулировщик движения – должностное лицо ГИБДД, которому делегированы полномочия управлять движением автотранспорта с помощью установленной системы жестов и знаков. Его основные отличия – специальная форма, а также элементы экипировки, указывающие на статус специалиста, управляющего дорожным движением в сложных ситуациях. Выполнять функции регулировщика могут сотрудники смежных профессий: дорожных служб, военных автоинспекций, дежурные железнодорожных переездов и паромных переправ, специалисты подразделений транспортной безопасности и т.д. Вне зависимости от ведомственной принадлежности они наделены всеми полномочиями для управления дорожной ситуацией, поэтому подчинение их требованиям является обязательным для всех участников движения.
Выход регулировщика на улицы населенных пунктов связан с образованием дорожного затора или пробки, аварийной ситуации или иных проблем, требующих немедленного разрешения. Кроме того, жесты регулировщика движения можно увидеть на трассе в случае временного отключения электроэнергии. В этом случае его работа позволяет предотвратить аварии и обеспечить движение сотен машин и пешеходов на самых сложных участках дорог. Также регулировщик движения работает при сильном снегопаде или тумане, из-за которых видимость существенно ограничена, и разглядеть дорожные знаки не представляется возможным.
Наличие сотрудника дорожной службы на трассе автоматически отменяет действие установленных знаков и сигналов светофора, даже если он находится в рабочем состоянии. В некоторых ситуациях жесты регулировщика могут направить водителя под запрещающий знак, что в обычных условиях движения привело бы к крупному штрафу. В этом случае нарушения нет – «нестандартные» указания могут быть связаны с необходимостью обогнуть место аварии или зону проведения масштабных ремонтных работ. Кроме того, работа инспектора необходима на крупных перекрестках, если светофоры не справляются с наплывом машин, и их поток нужно регулировать в «ручном режиме». Регулировщик может искусственно увеличить время для проезда машин в наиболее «популярном» направлении, чтобы предотвратить образование пробки и снизить риск ДТП из-за спешащих водителей.
Обратите внимание: попасть в сложную дорожную ситуацию можно как в небольшом городе, так и на улице мегаполиса. Поэтому важно понимать, на какие действия вам указывают и что означают жесты сотрудника ГИБДД. А чтобы легко запомнить сигналы регулировщика, ознакомьтесь со следующей информацией.
Какие бывают сигналы регулировщика
Как и дорожные знаки, все жесты регулировщика делят на три основные группы – разрешающие, запрещающие и предупреждающие. Их подробно описывает и поясняет пункт 6.10 ПДД. Все обозначения известны еще со скамьи автошколы, но многие быстро забываются. Тем более что знаки регулировщика в картинках требуют детального пояснения инструктора, а на эти уроки часто не хватает времени из-за плотного графика обучения.
Разрешающие сигналы регулировщика
Разрешающие сигналы, допускающие проезд транспортных средств, регулировщик показывает руками и положением корпуса. В настоящее время применяется 3 вида таких сигналов:
- Руки опущены и плотно прижаты к корпусу либо вытянуты в стороны, а сам сотрудник поворачивается боком, словно освобождая место для проезда. Этот разрешающий жест означает возможность проезда прямо для трамваев, а также движение прямо или направо для остальных видов транспорта. Если дорожные знаки не закрепляют движение по полосам, то поворот направо разрешается только для транспорта, выезжающего из крайней правой полосы.
- Жезл инспектора вытянут в направлении влево, а сам регулировщик повернулся левым плечом к потоку. Этот жест разрешает движение во всех направлениях, в том числе допускает левый поворот или разворот. Трамваи могут двигаться в направлении показывающей руки инспектора, т.е. налево.
- Рука инспектора вытянута вперед, жезл направлен в направлении лица водителя. Такой жест разрешает только поворот направо. В качестве полезной подсказки инспектор нередко вытягивает левую руку, указывая направление движения. Такой жест повторяет знак зеленой стрелки светофора, когда на его основном блоке горит красный сигнал.
Запрещающие сигналы регулировщика
При ограничении проезда в определенном направлении инспектор показывает запрещающие жесты, одновременно поворачивая корпус в виде препятствия для потока машин. При этом запрет на проезд действует только для определенных направлений, тогда как для других потоков транспортных средств путь открыт.
- Руки регулировщика прижаты к корпусу или разведены в сторону, а сам инспектор повернулся к потоку спиной или лицом. Такой сигнал полностью запрещает движение автомобилей.
- Правая рука вытянута в направлении вперед, жезл указывает вправо, а корпус регулировщика повернут к потоку спиной или правым боком. В этом случае движение также запрещено.
Предупреждающие сигналы
Предупреждающие жесты призваны заблаговременно сообщить водителям о смене сигнала – с разрешающего на запрещающий или наоборот, чтобы автовладельцы выбрали правильный маневр и сумели избежать аварийной ситуации. Предупреждающий жест только один: правая рука регулировщика поднята вверх, а левая плотно прижата к туловищу. Это положение корпуса сообщает, что очень скоро регулировщик покажет новый сигнал – запрещающий или разрешающий. Предупреждение оценивается как желтый сигнал светофора, поэтому движение транспорта немедленно останавливается.
Важно: в некоторых случаях регулировщик может подавать так называемые «нестандартные» или «усиливающие» сигналы, словно поясняя водителям необходимые действия – немедленную остановку или ускорение движения для быстрого проезда опасного места. Обычно все нетипичные указания лишь сопровождают основной набор знаков, что не позволяет автомобилистам запутаться, растеряться и совершить ошибку. Такие знаки не являются нарушением – в ПДД допускается использование различных сигналов, понятных для водителей и не допускающих двоякое толкование.
Сигнал свистком регулировщика
В потоке машин разглядеть указания рук регулировщика бывает непросто. Особенно если на улице туман или снегопад, немало затрудняющие обзор. В этом случае инспектор использует свисток, подавая звуковые сигналы для привлечения внимания автолюбителей. Например, если машина продолжит двигаться, не распознав запрещающий сигнал, регулировщик сумеет быстро остановить нарушителя, громким свистом привлекая его внимание к запрещающему жесту. Также с помощью свистка инспектор может напомнить зазевавшемуся водителю, что путь разрешен, и можно начинать движение, не задерживая остальных.
Сигналы регулировщика для пешеходов
При неработающем светофоре или при затрудненном обзоре пешеходы оказываются в таком же затруднительном положении, как и автомобилисты. Тем более что большинство из них не училось в автошколе и с трудом понимает, что показывает регулировщик на перекрестке. На самом деле, здесь все просто:
- При поднятой вверх руке сотрудника ГИБДД запрещено переходить любую дорогу.
- Если регулировщик повернулся к пешеходам лицом или спиной, словно освобождая путь, допускается перейти дорогу за его спиной или перед его лицом.
- Если инспектор стоит боком к пешеходу, то переходить можно только дорогу, расположенную у него за спиной.
Сотрудники ГИБДД понимают, что пешеходы не учили правила движения и могут ошибочно растолковать показываемые жесты. Поэтому регулировщики используют свисток и показывают направление перехода вращением жезла, привлекая внимание и ускоряя поток пеших участников движения. Более того, для их безопасности они могут на несколько секунд остановить поток машин поднятием правой руки.
Как легко запомнить сигналы регулировщика
Быстро запомнить сигналы регулировщика бывает непросто даже опытным водителям. Поэтому для удобства изучения народная смекалка предлагает так называемое «правило рукава», словно поток машин проезжает через рубашку или китель инспектора:
- «В рукава не попадаешь – сигнала ожидаешь». Положение регулировщика с поднятой вверх рукой, спиной или лицом к водителям не позволяет последним «въехать в рукав». Поэтому они должны дожидаться разрешающего сигнала и не двигаться с места. Аналогичная ситуация, если инспектор повернут к машинам правым боком, а левая рука отведена в сторону.
- «Трамваи едут из рукава в рукав». Это ТС имеет привилегированное положение — трамвай должен не только «заехать» в рукав, но и выехать из него, т.е. совершать движение в направлении рук инспектора.
- Автомобиль едет «из рукава в рукав и направо». Если машина «заезжает» в рукав, то она может «выезжать» из обоих рукавов инспектора — двигаться в одном из указанных направлений или повернуть направо.
Штрафы за нарушения сигналов регулировщика
Нарушение сигнала регулировщика для самонадеянного автолюбителя может иметь достаточно серьезные последствия – такие же, как за обычное нарушение ПДД. На это прямо указывает ст. 12.12 КоАП РФ. За проезд стоп-линии предусмотрен штраф в 800 рублей, за нарушение сигналов регулировщика – 1000 рублей. Повторное пренебрежительное отношение к правилам в течение года обойдется в 5 000 рублей. Также предусмотрена альтернативная мера взыскания — лишение прав на срок от 4 месяцев до полугода. Для пешеходов наказание более лояльно – обычно это словесное предупреждение, реже – санкция в размере 500 рублей.