автошкола Орлан
Время работы: Пн-Вс: 09:00-20:00
Телефон для связи: 8 (495) 149-05-55

Роботизированная коробка передач: что такое, принцип работы, плюсы и минусы

Роботизированная коробка передач: что такое, принцип работы, плюсы и минусы

Длительное время при покупке автомобиля будущий владелец мог выбирать трансмиссию из двух вариантов – «механика» или «автомат». Сегодня этот перечень дополнил третий вариант – коробка передач робот. Так называется разновидность АКПП, имеющая ряд конструктивных и функциональных отличий. Подробнее о том, что представляет собой новый механизм, и как управлять роботизированной коробкой передач, мы расскажем в этой статье.

Что такое роботизированная коробка передач

Роботизированная коробка переключения передач (сокращенно РКПП) – гибридная конструкция на основе механической и автоматической трансмиссии. Некоторые называют ее современным вариантом автоматической коробки. В качестве основы здесь используется механическая КПП, которой управляет электронный блок и система переключателей гидравлической или электрической модели (в зависимости от транспортного средства).

Конструктивные особенности новой модели трансмиссии накладывают свои особенности на управление автомобилем. Водитель машины с РКПП может вмешиваться в процесс управления коробкой и самостоятельно выбирать передачу. При этом переключение осуществляется не рычагом, а с помощью подрулевых лепестков, которые устанавливаются на спортивных авто. Еще одно отличие от машин с МКПП – отсутствие педали сцепления, функцию которой принимает на себя электронный блок управления.

Для многих автомобилистов появление роботизированной коробки переключения передач стало настоящим открытием, благодаря которому управлять машиной стало в разы удобнее. Однако перед тем как выбрать автомобиль с роботизированным управлением трансмиссией, стоит учесть его уязвимые места:

  • Иногда умное управление дает сбой. Оно перестает различать положение селектора, не позволяет включать режимы Drive или Reverse, а иногда отказывается даже завести двигатель. Причина – значительный перегрев внутренних узлов или сбои в работе датчиков. Если не устранить эти нарушения, проблема напоминает о себе при каждой поездке.
  • Конструкция РКПП имеет небольшой рабочий ресурс, что может показаться странным при сравнительно простой конструкции. Сама коробка служит достаточно долго, а вот сцепление может прийти в негодность уже через 20-30 тысяч километров.
  • Еще одна распространенная проблема – отказ сервопривода РКПП из-за значительной нагрузки при размыкании дисков сцепления.
  • Вследствие частого переключения режимов обычные диски сцепления быстро изнашиваются. Решением стала их замена на многодисковые модели, которые работают на специальном охлаждающем масле. Они имеют значительный рабочий ресурс, но в случае поломки их замена обойдется в значительную сумму. Симптомы вероятных нарушений – ощутимые вибрации при начале движения и заметные толчки при переключении режимов.
  • Не менее уязвимой порой оказывается и мехатроника роботизированных коробок передач. Совмещение электрических и гидравлических деталей расширяет функциональность КПП и одновременно увеличивает нагрузку на узлы, особенно если водитель предпочитает агрессивный стиль вождения и иногда забывает о профессиональном сервисе. Загрязнения каналов подачи масла, сбои, перегревы, деформации и трещины – распространенные проблемы, к которым нужно быть готовым каждому водителю машины с РКПП.

В свою очередь, поломка деталей в составе механической части коробки случается достаточно редко. Нехарактерный шум или заминки при переключении режимов движения – подсказка, что какая-то из запчастей пришла в негодность вследствие износа.

Причина большинства перечисленных проблем – недостаточно тонкая настройка взаимной работы систем управления и смены передач. Несогласованность действий внутри роботизированной коробки быстро приводит ее в негодность. Однако есть и положительный момент: над усовершенствованием конструкций сегодня трудятся лучшие умы ведущих автомобильных брендов. И при условии грамотной эксплуатации автомобиля ресурса РКПП легко хватит на 150-200 тысяч пробега.

Рассказывая начинающим автовладельцам, что значит роботизированная коробка передач, инструкторы по вождению делают акцент на разнице между «роботом» и «автоматом»:

  • Управление сцеплением в первом осуществляет электронный блок. В АКПП сцепление отсутствует, а его функции выполняет гидротрансформатор.
  • В роботизированной коробке имеется фрикционное сцепление, а конструкция блока ближе к МКПП, а не к «автомату».
  • Включение передач в РКПП осуществляет умная электроника на основании прописанных в памяти алгоритмов. В некоторых моделях предусмотрен переход на ручное управление, где выбор оптимального режима осуществляет водитель.

Также в АКПП имеется дополнительный режим селектора «Р» для парковки, а у РКПП – режим нейтрали «N».

Принцип работы роботизированных коробок передач

Механизм работы РКПП будет особенно понятен тем автовладельцам, кто в совершенстве научился управлять транспортными средствами с механической коробкой. В роботизированной трансмиссии все действия вместо человека выполняет электронный блок управления. Поэтому процесс выглядит следующим образом:

  • педалью акселератора увеличивается или снижается число оборотов двигателя;
  • соответственно меняется скорость движения транспортного средства – машина ускоряется или замедляется;
  • когда фактическое число оборотов достигает показателя, заложенного в программу, электронный блок управления подает сигнал на сервопривод и вилку переключения передач;
  • диски сцепления размыкаются, и передача повышается или понижается в зависимости от изменения числа оборотов движка;
  • диски смыкаются.

Как ездить на роботизированной коробке передач

Теперь определимся, как ездить на роботизированной коробке передач правильно:

  • в режиме Drive не нажимайте одновременно педали тормоза и газа, чтобы не перегреть узлы;
  • переключайте режимы Drive, Parking, Reverse только после полной остановки машины;
  • начинайте движение плавно, не утапливая в пол педаль газа; избегайте заносов и пробуксовки ведущих колес;
  • если в автомобиле нет понижающей передачи, откажитесь от езды по бездорожью;
  • при движении накатом не включайте режим N (нейтраль).

Предложенные меры помогут избежать серьезной поломки и снизят нагрузку на коробку.

Плюсы и минусы роботизированного переключения передач

Сочетая в себе характеристики «механики» и «автомата», роботизированная коробка имеет такие же достоинства и недостатки, как и каждый вид трансмиссии. В числе преимуществ можно выделить:

  • хорошую динамику, уменьшающую время разгона с нуля до 100 км/ч;
  • низкую скорость износа коробки за счет точной работы электронного блока управления;
  • приемлемый расход топлива, сопоставимый с параметрами МКПП и меньший на 15-30%, чем у «автомата»;
  • высокую ремонтопригодность, опережающую аналогичный показатель АКПП.

В списке недостатков роботизированной коробки – сравнительно высокая стоимость и ощутимые рывки в момент выбора скоростей, избавиться от которых позволит более мощный двигатель.

Советы и рекомендации

Чтобы работа роботизированной коробки передач была безотказной, а сам узел прослужит длительный срок, обратите внимание на следующие рекомендации:

  • следует отказаться от агрессивной манеры вождения;
  • не рекомендуется эксплуатировать машину в условиях частых пробок – режим «старт-стоп» изнашивает коробку;
  • для вашего автомобиля особенно актуально плановое ТО.

Внимательность и бережная эксплуатация – и машина с РКПП будет радовать вас удобством управления и отличными рабочими параметрами.


Категория B: сколько пассажиров можно перевозить
13.11.2024

В этой статье расскажем, сколько человек допускается перевозить с категорией B, какие есть штрафы за превышение установленного лимита и другие нюансы.

Категория B: какими машинами можно управлять
13.11.2024

Категория B водительских прав — одна из наиболее часто получаемых и используемых среди автомобилистов.

Виды дорожной разметки в ПДД 2024
13.11.2024

Дорожная разметка играет важнейшую роль в обеспечении безопасности дорожного движения, регулируя движение транспорта и пешеходов.

Педали в автомобиле: расположение и как правильно ставить ноги
13.11.2024

Правильное использование педалей в автомобиле — это основа безопасного и комфортного вождения.

Серые автошколы: как получить права без риска потерять их
28.10.2024

Сегодня все больше людей сталкиваются с проблемой серых автошкол. Это те учебные заведения, которые работают с нарушениями законодательства или вовсе без нужных документов, что может привести к серьезным последствиям для учеников.

Как пoлучить права на машину, сo скoльки лет?
28.05.2024

Как пoлучить права на машину, сo скoльки лет мoжнo начать oбучаться, мoжнo ли пoлучить права в 16 лет на машину? Oтвечаем пo пoрядку.

Нужны ли права на скутер
29.05.2024

Нужны ли права на скутер? – частo задаваемый вoпрoс на вoдительских курсах.Мoтoинструктoры автoшкoлы «Oрлан» oтвечают: да!

Как пoлучить права трактoриста-машиниста
29.05.2024

Aвтoшкoла «Oрлан» предлагает пoлучить права трактoриста-машиниста (машиниста-трактoриста).

Вoдительские права прoдлевают на три гoда!
30.05.2024

Недавнo Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин заявил, чтo автoмoбильные удoстoверения, действующие дo 2022 или 2023 гoду, будут прoдлены ещё на три гoда.

Нужны ли права на управление квадрoциклoм и какие
31.05.2024

Разберем, какoй категoрии нужны вoдительские права на квадрoцикл.

Как в 2022 гoду пoлучить вoдительские права? Oснoвные услoвия и изменения пo oбучению в автoшкoле
01.06.2024
Планируется ужестoчение практическую часть oбучения вoждению автo
02.06.2024

Внесена инициатива увеличить oснoвнoй минимум практики в автoшкoлах при пoдгoтoвке к экзаменам на управление тoй или инoй категoрией транспoрта.

ГИБДД рассматривает инициативу дo кoнца 2022 гoда внедрить электрoнные вoдительские права
03.06.2024

Ещё в начале июля сталo известнo, чтo ГИБДД заявилo o планах в ближайшее время пoдгoтoвить электрoнные права пo территoрии всей страны.

Водительские права в 2024 году
04.06.2024

Наступивший 2024 год обещает целый ряд реформ в сфере дорожного движения. Чтобы избежать неприятностей на дороге, следует ознакомиться со списком нововведений и учитывать их, садясь за руль.

В Рoссии планируют ужестoчить требoвания для пoлучения прав категoрии D
05.06.2024

В сентябре этoгo гoда Нижняя палата Парламента сoбираются принять закoнoпрoект, кoтoрый предусматривает ряд пoправoк. Oни предпoлагают ужестoчение прoцесса пoлучения вoдительских прав категoрии D.

Восстановить водительские права в 2024 году
06.06.2024

Для тех, кто проводит много времени за рулем, потеря или хищение водительских прав может оказаться неприятным сюрпризом, нарушающим рабочие и личные планы. Однако вы легко восстановите утраченный документ, зная механизм его повторной выдачи.

Изменения в ПДД в 2024 году
07.06.2024

В 2023 году вступает в силу целый ряд законодательных преобразований в сфере дорожного движения. Часть из них может облегчить жизнь автомобилистов, тогда как другие потребуют особой внимательности на дороге.

Замена водительских прав в 2024 году
08.06.2024

Водительские права в России выдаются на срок 10 лет. Поэтому дату их окончания часто упускают из внимания, и многим автомобилистам приходится в экстренном порядке заниматься переоформлением

Госпошлина на водительские права в 2024 году
09.06.2024

Оформление водительских прав является платной услугой – за получение документа автовладелец должен оплатить государственную пошлину, размер которой сегодня составляет 2000 рублей.

Автоматическое продление прав в 2024 году
10.06.2024

Одно из важных нововведений текущего года, не имеющее прецедентов в прошлом, — автоматическое продление водительских прав.

Сертифицированная автошкола

Автошкола «Орлан» имеет все необходимые лицензии и сертификаты для обучения водителей. Высококвалифицированные инструкторы и современная материальная база гарантируют успешное освоение навыков вождения и сдачу экзаменов в ГИБДД.

Наши филиалы