Длительное время при покупке автомобиля будущий владелец мог выбирать трансмиссию из двух вариантов – «механика» или «автомат». Сегодня этот перечень дополнил третий вариант – коробка передач робот. Так называется разновидность АКПП, имеющая ряд конструктивных и функциональных отличий. Подробнее о том, что представляет собой новый механизм, и как управлять роботизированной коробкой передач, мы расскажем в этой статье.
Что такое роботизированная коробка передач
Роботизированная коробка переключения передач (сокращенно РКПП) – гибридная конструкция на основе механической и автоматической трансмиссии. Некоторые называют ее современным вариантом автоматической коробки. В качестве основы здесь используется механическая КПП, которой управляет электронный блок и система переключателей гидравлической или электрической модели (в зависимости от транспортного средства).
Конструктивные особенности новой модели трансмиссии накладывают свои особенности на управление автомобилем. Водитель машины с РКПП может вмешиваться в процесс управления коробкой и самостоятельно выбирать передачу. При этом переключение осуществляется не рычагом, а с помощью подрулевых лепестков, которые устанавливаются на спортивных авто. Еще одно отличие от машин с МКПП – отсутствие педали сцепления, функцию которой принимает на себя электронный блок управления.
Для многих автомобилистов появление роботизированной коробки переключения передач стало настоящим открытием, благодаря которому управлять машиной стало в разы удобнее. Однако перед тем как выбрать автомобиль с роботизированным управлением трансмиссией, стоит учесть его уязвимые места:
- Иногда умное управление дает сбой. Оно перестает различать положение селектора, не позволяет включать режимы Drive или Reverse, а иногда отказывается даже завести двигатель. Причина – значительный перегрев внутренних узлов или сбои в работе датчиков. Если не устранить эти нарушения, проблема напоминает о себе при каждой поездке.
- Конструкция РКПП имеет небольшой рабочий ресурс, что может показаться странным при сравнительно простой конструкции. Сама коробка служит достаточно долго, а вот сцепление может прийти в негодность уже через 20-30 тысяч километров.
- Еще одна распространенная проблема – отказ сервопривода РКПП из-за значительной нагрузки при размыкании дисков сцепления.
- Вследствие частого переключения режимов обычные диски сцепления быстро изнашиваются. Решением стала их замена на многодисковые модели, которые работают на специальном охлаждающем масле. Они имеют значительный рабочий ресурс, но в случае поломки их замена обойдется в значительную сумму. Симптомы вероятных нарушений – ощутимые вибрации при начале движения и заметные толчки при переключении режимов.
- Не менее уязвимой порой оказывается и мехатроника роботизированных коробок передач. Совмещение электрических и гидравлических деталей расширяет функциональность КПП и одновременно увеличивает нагрузку на узлы, особенно если водитель предпочитает агрессивный стиль вождения и иногда забывает о профессиональном сервисе. Загрязнения каналов подачи масла, сбои, перегревы, деформации и трещины – распространенные проблемы, к которым нужно быть готовым каждому водителю машины с РКПП.
В свою очередь, поломка деталей в составе механической части коробки случается достаточно редко. Нехарактерный шум или заминки при переключении режимов движения – подсказка, что какая-то из запчастей пришла в негодность вследствие износа.
Причина большинства перечисленных проблем – недостаточно тонкая настройка взаимной работы систем управления и смены передач. Несогласованность действий внутри роботизированной коробки быстро приводит ее в негодность. Однако есть и положительный момент: над усовершенствованием конструкций сегодня трудятся лучшие умы ведущих автомобильных брендов. И при условии грамотной эксплуатации автомобиля ресурса РКПП легко хватит на 150-200 тысяч пробега.
Рассказывая начинающим автовладельцам, что значит роботизированная коробка передач, инструкторы по вождению делают акцент на разнице между «роботом» и «автоматом»:
- Управление сцеплением в первом осуществляет электронный блок. В АКПП сцепление отсутствует, а его функции выполняет гидротрансформатор.
- В роботизированной коробке имеется фрикционное сцепление, а конструкция блока ближе к МКПП, а не к «автомату».
- Включение передач в РКПП осуществляет умная электроника на основании прописанных в памяти алгоритмов. В некоторых моделях предусмотрен переход на ручное управление, где выбор оптимального режима осуществляет водитель.
Также в АКПП имеется дополнительный режим селектора «Р» для парковки, а у РКПП – режим нейтрали «N».
Принцип работы роботизированных коробок передач
Механизм работы РКПП будет особенно понятен тем автовладельцам, кто в совершенстве научился управлять транспортными средствами с механической коробкой. В роботизированной трансмиссии все действия вместо человека выполняет электронный блок управления. Поэтому процесс выглядит следующим образом:
- педалью акселератора увеличивается или снижается число оборотов двигателя;
- соответственно меняется скорость движения транспортного средства – машина ускоряется или замедляется;
- когда фактическое число оборотов достигает показателя, заложенного в программу, электронный блок управления подает сигнал на сервопривод и вилку переключения передач;
- диски сцепления размыкаются, и передача повышается или понижается в зависимости от изменения числа оборотов движка;
- диски смыкаются.
Как ездить на роботизированной коробке передач
Теперь определимся, как ездить на роботизированной коробке передач правильно:
- в режиме Drive не нажимайте одновременно педали тормоза и газа, чтобы не перегреть узлы;
- переключайте режимы Drive, Parking, Reverse только после полной остановки машины;
- начинайте движение плавно, не утапливая в пол педаль газа; избегайте заносов и пробуксовки ведущих колес;
- если в автомобиле нет понижающей передачи, откажитесь от езды по бездорожью;
- при движении накатом не включайте режим N (нейтраль).
Предложенные меры помогут избежать серьезной поломки и снизят нагрузку на коробку.
Плюсы и минусы роботизированного переключения передач
Сочетая в себе характеристики «механики» и «автомата», роботизированная коробка имеет такие же достоинства и недостатки, как и каждый вид трансмиссии. В числе преимуществ можно выделить:
- хорошую динамику, уменьшающую время разгона с нуля до 100 км/ч;
- низкую скорость износа коробки за счет точной работы электронного блока управления;
- приемлемый расход топлива, сопоставимый с параметрами МКПП и меньший на 15-30%, чем у «автомата»;
- высокую ремонтопригодность, опережающую аналогичный показатель АКПП.
В списке недостатков роботизированной коробки – сравнительно высокая стоимость и ощутимые рывки в момент выбора скоростей, избавиться от которых позволит более мощный двигатель.
Советы и рекомендации
Чтобы работа роботизированной коробки передач была безотказной, а сам узел прослужит длительный срок, обратите внимание на следующие рекомендации:
- следует отказаться от агрессивной манеры вождения;
- не рекомендуется эксплуатировать машину в условиях частых пробок – режим «старт-стоп» изнашивает коробку;
- для вашего автомобиля особенно актуально плановое ТО.
Внимательность и бережная эксплуатация – и машина с РКПП будет радовать вас удобством управления и отличными рабочими параметрами.