Длительное время при покупке автомобиля будущий владелец мог выбирать трансмиссию из двух вариантов – «механика» или «автомат». Сегодня этот перечень дополнил третий вариант – коробка передач робот. Так называется разновидность АКПП, имеющая ряд конструктивных и функциональных отличий. Подробнее о том, что представляет собой новый механизм, и как управлять роботизированной коробкой передач, мы расскажем в этой статье.
Роботизированная коробка переключения передач (сокращенно РКПП) – гибридная конструкция на основе механической и автоматической трансмиссии. Некоторые называют ее современным вариантом автоматической коробки. В качестве основы здесь используется механическая КПП, которой управляет электронный блок и система переключателей гидравлической или электрической модели (в зависимости от транспортного средства).
Конструктивные особенности новой модели трансмиссии накладывают свои особенности на управление автомобилем. Водитель машины с РКПП может вмешиваться в процесс управления коробкой и самостоятельно выбирать передачу. При этом переключение осуществляется не рычагом, а с помощью подрулевых лепестков, которые устанавливаются на спортивных авто. Еще одно отличие от машин с МКПП – отсутствие педали сцепления, функцию которой принимает на себя электронный блок управления.
Для многих автомобилистов появление роботизированной коробки переключения передач стало настоящим открытием, благодаря которому управлять машиной стало в разы удобнее. Однако перед тем как выбрать автомобиль с роботизированным управлением трансмиссией, стоит учесть его уязвимые места:
В свою очередь, поломка деталей в составе механической части коробки случается достаточно редко. Нехарактерный шум или заминки при переключении режимов движения – подсказка, что какая-то из запчастей пришла в негодность вследствие износа.
Причина большинства перечисленных проблем – недостаточно тонкая настройка взаимной работы систем управления и смены передач. Несогласованность действий внутри роботизированной коробки быстро приводит ее в негодность. Однако есть и положительный момент: над усовершенствованием конструкций сегодня трудятся лучшие умы ведущих автомобильных брендов. И при условии грамотной эксплуатации автомобиля ресурса РКПП легко хватит на 150-200 тысяч пробега.
Рассказывая начинающим автовладельцам, что значит роботизированная коробка передач, инструкторы по вождению делают акцент на разнице между «роботом» и «автоматом»:
Также в АКПП имеется дополнительный режим селектора «Р» для парковки, а у РКПП – режим нейтрали «N».
Механизм работы РКПП будет особенно понятен тем автовладельцам, кто в совершенстве научился управлять транспортными средствами с механической коробкой. В роботизированной трансмиссии все действия вместо человека выполняет электронный блок управления. Поэтому процесс выглядит следующим образом:
Теперь определимся, как ездить на роботизированной коробке передач правильно:
Предложенные меры помогут избежать серьезной поломки и снизят нагрузку на коробку.
Сочетая в себе характеристики «механики» и «автомата», роботизированная коробка имеет такие же достоинства и недостатки, как и каждый вид трансмиссии. В числе преимуществ можно выделить:
В списке недостатков роботизированной коробки – сравнительно высокая стоимость и ощутимые рывки в момент выбора скоростей, избавиться от которых позволит более мощный двигатель.
Чтобы работа роботизированной коробки передач была безотказной, а сам узел прослужит длительный срок, обратите внимание на следующие рекомендации:
Внимательность и бережная эксплуатация – и машина с РКПП будет радовать вас удобством управления и отличными рабочими параметрами.