С появлением автоматической коробки передач многие эксперты предсказывали скорый конец выпуска машин с МКПП. Однако они немного поспешили с выводами: автомобили с механической коробкой продолжают выпускаться и даже пользуются спросом. Этот факт лишь подтверждает, что вывод о превосходстве «автомата» является не вполне объективным. Каждый вариант имеет свои плюсы и минусы, о которых подробно рассказывает эта статья.
Статистика утверждает, что количество выпускаемых автомобилей с АКПП перевалило за отметку 55%, и они уже составляют большинство машин на мировом рынке. Производители полагают, что управлять движением педалью сцепления, отвлекаясь на ручное переключение передач, неудобно и даже небезопасно. Однако многие автомобилисты считают по-другому и уверенно выбирают «механику», чтобы чувствовать свое транспортное средство и управлять им максимально эффективно. Кроме того, те автолюбители, кто выучился на права на машине с АКПП, не могут садиться за руль авто с МКПП, потому что управление им требует особых навыков.
Что привлекает автолюбителей в «механике»? Обычно это:
Также в числе преимуществ – удобство управления, когда водитель самостоятельно выбирает стиль езды, свободно переключая передачи по своему усмотрению.
Некоторые ограничения для МКПП связаны со следующими факторами:
Современные машины с АКПП – это не только более простое управление транспортным средством. Они подстраиваются под приоритетный стиль вождения и заставляют авто работать в нужном ритме, ограничивая или, напротив, ускоряя его. В числе основных достоинств АКПП называют:
В перечне недостатков автоматической коробки – более высокая стоимость транспортного средства, особые требования к качеству обслуживания, необходимость контроля и своевременной замены масла. Машины с АКПП неуверенно ведут себя на обледенелой дороге, что неприемлемо для регионов с продолжительными холодными зимами.
Отмечая простоту управления транспортным средством с коробкой-автомат, обычно имеют в виду следующие моменты:
Для специалистов вопрос различия механических и автоматических коробок лежит в несколько иной плоскости, чем просто удобное управление. В АКПП переключение передач осуществляется в момент достижения определенного показателя давления масла, которое тесно связано с количеством оборотов двигателя. Для отслеживания этих параметров предназначена система встроенных в машину датчиков.
Все переключения осуществляются благодаря электронному блоку, поэтому участие человека в процессе не требуется. Именно электронный блок управляет открытием дополнительных клапанов для подачи масла, за счет чего удается увеличить давление в системе и одновременно дополнительно сжать диски фрикционов. Поэтому машина разгоняется без рывков и уверенно набирает скорость без нежелательной избыточной нагрузки на двигатель и связанные с ним рабочие узлы.
Что касается преобразования крутящего момента от движка в автоматической коробке используется гидротрансформатор. Он позволяет обойтись без механического сцепления, поэтому машины с АКПП лишены соответствующей педали.
По своему техническому устройству механическая коробка представляет собой редуктор закрытого типа. В его конструкции предусмотрена система шестеренок, которые сцепляются между собой в нужный момент, влияя на количество оборотов между входными и выходными валами. Комбинацию сцепления задает водитель, используя рычаг коробки, электронных или автоматических узлов здесь не предусмотрено. Роль сцепления здесь – разъединение передачи крутящего момента от двигателя к трансмиссии, что приобретает особую важность из-за повышенного крутящего момента, проходящего через МКПП.
Для современных транспортных средств ответ на этот вопрос очевиден. Переключение передач в коробке-автомат осуществляется за считанные секунды без потери мощности, что в сочетании с высокой скоростью срабатывания электронного блока дает значительный прирост скорости. Для механической коробки требуется больше времени на разгон и ускорение, поэтому здесь она проигрывает автоматике.
На этот вопрос сложно дать однозначный ответ. Длительное время механическая коробка считалась более простой и надежной, тогда как сегодня ей практически не уступает АКПП с гидротрансформатором. Тем более что многое зависит от качества сборки транспортного средства, параметров конкретной модели, производителя, особенностей эксплуатации ТС и прочих факторов.
Мнения по данному вопросу расходятся. Большинство инструкторов автошкол и опытных водителей рекомендует осуществлять выбор с учетом следующих факторов:
Учет перечисленных факторов поможет безошибочно определиться с выбором транспортного средства для уверенного и безопасного вождения.