Сегодня автошколы предлагают слушателям обучение на разных видах автомобилей – с МКПП и с АКПП. Эти аббревиатуры указывают на тип коробки переключения передач – механический, где скоростной режим переключается вручную, и автоматический, где машина управляется автоматической системой. Последний вариант считается более удобным, особенно для тех, кто не желает вникать в технические тонкости и намерен наслаждаться скоростью и драйвом. Единственное условие – разобраться, что означают буквы на коробке автомат, и какой режим оптимален для конкретных условий вождения.
Что такое коробка автомат?
Автоматическая коробка переключения передач – основной узел трансмиссии, который переключает скоростные режимы без помощи водителя. Последний только выбирает направление и управляет движением с помощью педалей тормоза и газа. Педаль сцепления здесь не предусмотрена – эту функцию выполняет сама коробка, что обусловлено конструктивными особенностями транспортных средств на АКПП.
Обратите внимание: машина самостоятельно выбирает момент для смены скорости, переключая передачи без рывков, плавно и аккуратно. Поэтому автомобиль полностью защищен от дополнительной неблагоприятной нагрузки, что положительно сказывается на его техническом состоянии.
Режимы АКПП и расшифровка букв
При поверхностном изучении АКПП обращают на себя внимание буквы на «автомате» – латинские литеры и цифры. Так обозначаются разные режимы, в которых может передвигаться транспортное средство. Перед тем, как пересесть на автомобиль с АКПП, необходимо разобраться в этих знаках и понять, с каким скоростным режимом они связаны.
- N (Neutral) – так называемая «нейтралка», не связанная с определенными параметрами скорости. Используется во время буксировки автомобиля, а также во время длительного простоя в пробке, что исключает начало самопроизвольного движения транспортного средства.
- D (Drive) или A (Automat) – режим движения. При переводе рычага в эту позицию начинается движение, и машина трогается с места. Задача водителя — только рулить и нажимать на педали.
- R (Revers) – кнопка задней передачи, необходимая при движении задним ходом, заезде в гараж и т.д. Режим включается только после полной остановки транспортного средства. Во время движения перевод рычага в положение D запрещено.
- P (Parking) – режим остановки. Рычаг устанавливается в это положение после прекращения движения. Благодаря блокировке колес машина не сможет покатиться. Кроме того, в большинстве моделей ТС при таком положении рычага вы не сможете завести движок. Режим Р запрещено включать во время движения транспортного средства.
- M (Manual) – переход на ручное управление автомобилем. Для переключения передач в таком режиме используют кнопки «+» и «-» на руле или на рычаге.
- L (Low) или l; 1; 1L – медленное движение. Этот режим соответствует первой передаче. Его применяют при движении по мокрой или скользкой дороге, при торможении двигателем или при резком спуске или подъеме.
- L2, 2L или 2 – режим, соответствующий второй передаче. Скорость движения при этом остается ограниченной и не сможет переключиться на более высокую.
- D3 или 3 – режим движения на третьей передаче.
- D4 или 4 – движение на четвертой передаче без возможности перейти на повышенный скоростной режим.
- OD (Over Drive) – такие буквы на АКПП указывают на режим повышенной передачи. Этот режим можно включить кнопкой при движении на скорости не ниже 75км/ч. Оптимальный формат для движения по трассе, позволяющий экономно расходовать запас топлива.
- KD (Kick Down) – пониженная передача. Включается самостоятельно в случае, если водитель нажимает на педаль газа до упора. Режим предназначен для быстрого набора скорости.
- B (Block) – блокировка дифференциала. Такие режимы переключения на АКПП используются на полноприводных машинах и джипах, обеспечивая оптимальные условия движения на пресеченной местности или на бездорожье.
- S (Sport) – спортивный скоростной режим. Использует мощность двигателя на 100%, позволяет резко разогнать машину, но повышает расход топлива.
- Е – режим экономии. Благодаря плавному движению автомобиля расход топлива удается свести к минимуму.
Расшифровка буквы на АКПП W (Winter) или значка снежинки указывает на зимний режим. Здесь предусмотрена пробуксовка на обледенелой трассе. Движение начинается на 3-4 скоростном режиме, после чего снижает обороты и выравнивает перепады при ускорении или замедлении. Зимний режим не используется летом, т.к. он может стать причиной перегрева гидротрансформатора.
Изучив обозначение букв на «автомате», вы легко разберетесь с особенностями управления транспортным средством и обеспечите безопасность его эксплуатации.
Начало движения на «автомате»
Начало движения на машине с автоматической коробкой передач происходит в следующем порядке:
- Сядьте за руль, пристегнитесь и заведите двигатель. На панели сразу загораются все индикаторы. Рычаг коробки должен находиться в положении Р или N.
- Подождите около 10 секунд, когда в работу включится бензонасос, и начнется подача топлива в камеру сгорания. Нажмите и удерживайте педаль тормоза.
- Переведите рычаг в положение D (Drive).
- Плавно отпускайте тормоз. Машина начнет движение, регулировать которое можно педалью газа.
Для начала движения задним ходом:
- Полностью остановитесь и нажмите на тормоз.
- Переведите рычаг в положение R (Revers).
- Начинайте движение, постепенно отпуская педаль тормоза.
Важная рекомендация для автомобилистов на машинах с АКПП – плавность действий и отказ от резких маневров без соответствующей «подготовки» автомобиля за счет последовательных действий. Иначе вы ускорите процесс износа двигателя и коробки передач, и очень скоро они напомнят о себе сложной поломкой и необходимостью замены дорогостоящего узла. Поэтому не поленитесь потратить время, чтобы разобраться с режимами движения и научиться выполнять маневры в нужной последовательности.